ФНС активно обсуждает перспективы внедрения института предварительного налогового разъяснения

Круглый стол на тему «Международный опыт и возможность внедрения в России института предварительных налоговых разъяснений (tax ruling)» состоялся в рамках V Петербургского Международного Юридического Форума. Модератором круглого стола выступил заместитель руководителя ФНС России С.А. Аракелов. Участники обсудили зарубежную практику предоставления предварительных фискальных разъяснений налогоплательщикам и вопросы применения данного подхода в налоговом администрировании. Представитель Службы Мишустина отметил, что успешный опыт примирительных процедур является предпосылкой внедрения института таких разъяснений. Это даст налогоплательщикам возможность предварительно согласовывать с ИФНС налоговые последствия запланированных, но не совершенных сделок. Бизнесу tax ruling позволяет спланировать свою деятельность на будущее, спрогнозировать фискальные риски еще на этапе заключения сделки. Для налоговиков в результате получения сведений о будущих сделках становятся более понятными бизнес-процессы конкретного налогоплательщика. При этом, в дальнейшем чиновники будут контролировать выполнение плательщиками разъяснений.

Заместитель Мишустина, выступающий модератором круглого стола в рамках V Петербургского Международного Юридического Форума посвященном вопросам возможности внедрения в России института предварительных налоговых разъяснений, сказал что ФНС России постоянно работает над повышением качества налогового администрирования и выработке налоговыми органами единой правовой позиции. За годы использования системы досудебного обжалования в 1,5 раза уменьшилось количество подаваемых в налоговые органы жалоб налогоплательщиков и в 2,6 раза сократились суды с налоговыми органами. При этом 80 % сумм требований налоговых органов, оспоренных налогоплательщиками, рассматривается судами в пользу бюджета.

Он также упомянул о внедрении в российское налоговое законодательство института налогового мониторинга. Этот новый способ контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах основан на взаимодействии с налоговыми органами, предусматривающем доступ к данным бухгалтерского и налогового учета. Благодаря эффективности налогового администрирования, в консолидированный бюджет РФ за I квартал 2015 г. от налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах Москвы, поступило на 15,7% больше налогов, чем за аналогичный период прошедшего года — 577,5 млрд. руб. Об этом сообщает пресс-служба столичного УФНС. При этом отмечается, что доходы федерального бюджета выросли на 16,7% и составили 303,1 млрд. руб. В бюджет города Москвы с учетом Межрегиональных инспекций поступило 313 млрд. руб. Рост составил 0,5%. По результатам проведения контрольных мероприятий в бюджетную систему РФ было дополнительно начислено 22,6 млрд. руб. налогов и сборов, что на 14,7% больше, чем за аналогичный период 2014 г

Федеральной налоговой службой, возглавляемой Михаилом Мишустиным ведется активная работа по совершенствованию налогового администрирования. Важными этапами этой работы являются: 1. Перспективы введение института предварительного налогового разъяснения (контроля). Его суть заключается в том, что налогоплательщик до заключения контракта или соглашения вправе обратиться в налоговый орган с запросом о согласовании налоговых последствий сделок, представив необходимые документы. Ожидается, что такая мера позволит налогоплательщику определиться с налоговыми последствиями сделки, разобраться в сложностях налогового законодательства, тем самым сократив свои налоговые риски, а также позволит налоговым органам проводить предварительный контроль деятельности налогоплательщика; 2. Введение института налогового консультирования. Речь идет о предоставлении налоговыми консультантами качественных, грамотных, доступных и материально гарантированных услуг всем желающим, а не только крупным компаниям; 3. Закрепление в налоговом законодательстве прямого запрета на злоупотребление правами в сфере налогообложения, а также механизма оценки обоснованности получаемой налогоплательщиком налоговой выгоды. По мнению руководителя ФМС России, такие нормы могут стать реальным правовым механизмом, препятствующим использованию фирм -«однодневок» и уклонению от уплаты налогов и сборов; 4. Введение новой формы налогового контроля – горизонтального мониторинга, предусматривающего расширенное информационное взаимодействие налогоплательщиков с налоговыми органами. Такой подход направлен на снижение налоговых рисков для налогоплательщиков, перераспределение внимания со стороны налоговых органов на недобросовестные компании, повышение уровня соблюдения налогового законодательства, возможность замены выездных налоговых проверок добросовестных налогоплательщиков новой формой контроля – постоянным налоговым мониторингом. Пилотный проект по такому мониторингу был запущен ФНС России в 2013 году.