Новое… или хорошо забытое старое?

Материал взят из издания Налоговая политика и практика
ФНС Мишустин М. НалоговаяФормирование и развитие российской налоговой системы, проводимое в рамках налоговой реформы, продолжается более 20 лет. На протяжении этого периода происходили различные изменения, как в структуре налогов, так и в системе налогообложения.
Все изменения, как правило, были продиктованы определенными стратегическими задачами государства, в том числе по совершенствованию российской налоговой системы и интеграции ее в мировые налоговые системы, внедрению передовых методов налогового администрирования, оптимизации и повышению эффективности налоговых льгот и преференций, наполняемости бюджетов всех уровней в целях удовлетворения социальных потребностей общества. К наиболее значимым изменениям относятся: 1) введение и в последующем отмена целой группы налогов и сборов (налога с продаж, налога с владельцев транспортных средств и налога на пользователей автомобильных дорог, налога на наследование и дарение, специального налога, единого социального налога и др.); 2) введение, трансформация или отмена льгот и преференций; 3) изменение налоговых баз: их расширение или сужение; 4) изменение налоговых ставок (снижение ставки НДФЛ до 13 %, налога на прибыль организаций до 20 %, НДС до 18 %). Мировой финансовый кризис 2008—2009 гг. негативно сказался на социально-экономическом развитии страны, затронув все отрасли промышленности и сельского хозяйства, банковский и финансовый секторы. Как следствие, регионы и муниципальные образования очень остро ощутили дефицит бюджетных средств. Важным фактором проводимой налоговой политики на современном этапе является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы страны.


Об этом говорится, в частности, в проекте Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Решение задачи повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований невозможно без укрепления местных бюджетов, закрепления за ними собственных источников доходов. Одним из таких источников мог бы стать некогда отмененный и забытый налог на наследование и дарение. Между тем в мировой практике названный налог достаточно распространен. Это объясняется тем, что в отсутствие существенных запасов природных ресурсов и при ограниченном круге объектов налогообложения возможность получения дополнительных средств от владения и распоряжения имуществом является очень привлекательной именно по причине пополнения бюджетов.
В настоящее время имущество, полученное в результате наследования и дарения, в соответствии с Налоговым кодексом РФ [1, пункты 18, 18.1 ст. 217] освобождено от налогообложения. Вместе с тем стоимость имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, в последние годы демонстрирует тенденцию к существенному повышению. Логический вывод видится в восстановлении как самостоятельного налога на наследование и дарение. В соответствии с частью первой Налогового кодекса РФ [2, ст. 17] любой налог (в том числе налог на наследование и дарение) должен включать в себя все элементы в строго зафиксированном виде. Представляется, что налог на наследование и дарение должен быть федеральным, т. е. единым на всей территории страны, но поступать в местные бюджеты в полном объеме. Это будет способствовать выведению бюджетов из состояния хронического дефицита. Закрепление налога на наследование и дарение в числе федеральных налогов основывается на единстве и полноте учета всех операций и сделок с имуществом, где бы они ни совершались. Объектами налога на наследование и дарение должны быть: 1) недвижимое имущество (земельные участки, индивидуальные жилые дома, квартиры в многоквартирных домах, прочие помещения); 2) движимое имущество (автотранспортные средства, водные и воздушные суда, предметы искусства); 3) денежные средства (на счетах и во вкладах в кредитных организациях, вклады в драгоценные металлы и камни, доля в уставном капитале, акции, облигации и другие ценные бумаги).
Налоговой базой рассматривается денежное выражение стоимости облагаемого имущества. Для недвижимого имущества, например, кадастровая стоимость, полученная на основе сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости. В случае отсутствия необходимых данных могли бы приниматься результаты независимой экспертной оценки. Налоговый период следует устанавливать как календарный год с момента принятия наследства или предмета дарения, что соответствует общей концепции налогового законодательства и возникновению обязанности по уплате налога. Налоговая ставка для целей регулирования налоговой нагрузки должна быть дифференцирована в разрезе сделок по наследованию и сделок с предметами дарения. Также очень важно ввести необлагаемый предел стоимости имущества в натуральном и денежном выражении. Что касается порядка исчисления и поступления налога на наследование и дарение, как уже говорилось, то выбор должен быть сделан в пользу местного бюджета по месту регистрации собственника имущества. Налоговый орган по месту нахождения собственника (наследника, одаряемого) объектов имущества должен консолидировать все сведения по учету и проведению операций с имуществом. Это позволило бы значительно упростить порядок расчета налога и снизить стоимость и трудозатраты по его администрированию, а также обеспечило формирование необходимых условий для применения прогрессивной шкалы. Предлагается увеличение налоговых ставок с ростом суммарной стоимости облагаемого имущества, что помогло бы регулировать налоговую нагрузку, в том числе по имущественному положению граждан. Также необходимо ввести необлагаемый предел стоимости имущества, получаемого в порядке наследования и дарения, например, для наследников первой очереди (родителей, супругов, детей) в размере среднерыночной стоимости двухкомнатной квартиры в России; освободить от налогообложения не существенные по стоимости предметы дарения до 120 тыс. руб. Основным плательщиком рассматриваемого налога при наследовании имущества будет выступать наследник, при получении предмета дарения — одаряемый. Не секрет, что место фактического нахождения (место проживания) собственника имущества и место фактического нахождения объекта имущества могут существенно различаться (они могут находиться в разных муниципальных образованиях, разных субъектах РФ и даже разных странах). Под налогообложение должны подпадать все объекты имущества, независимо от места их расположения. Это и банковские вклады, и акции, и доли в деятельности организаций, земельные участки, недвижимость и т. д. Уплата налога на наследование и дарение производится в той стране, где для физического лица находится центр его жизненных интересов с определенными совокупными признаками, таких как:

наличие регистрации по месту проживания в России;

нахождение семьи лица в России продолжительное время;

наличие в России жилой недвижимости для проживания;

наличие в России трудовых отношений. Таким образом, появится возможность привлечь к налогообложению имущество российских граждан, находящееся, например, на Кипре, в Греции, во Франции, в Великобритании, Испании, Прибалтийских странах. Увеличение количества подпадающих под налогообложение объектов имущества с высокой рыночной стоимостью позволит заметно повысить доходные поступления в местные бюджеты и снизить их дефицитность. Кроме того, информация о движении имущества может заинтересовать правоохранительные органы на предмет законности его появления. Д.В. Асеев, начальник инспекции МРИ по Свердловской области, кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и управления НТИ НИЯУ МИФИ
Материал взят из издания Налоговая политика и практика