Почему именно Служба Мишустина будет администрировать взносы для государственных внебюджетных фондов?

IMG_9655Федеральные и отраслевые СМИ, последние пару лет, периодически сообщали о том, что в перспективе в ведение Налоговой службы России будет включено администрирование социальных страховых взносов (как же и медицинских и пенсионных). Недовольство существующим администрированием в этой сфере уже давно высказывал и бизнес. В частности, «Деловая Россия»: вместо одного контролера у бизнеса их целых четыре: ФНС, ПФР, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. То есть значительно выросла нагрузка.
Поэтому, эксперты позитивно оценивают предстоящие изменения действующей системы администрирования страховых взносов.
В декабре 2015 года Путин, в своем Послании Федеральному Собранию предложил сформировать для этого единый, целостный механизм администрирования.
Собственно, логично, что сборы – это к службе Мишустина. Налоговый Кодекс, полномочия, функциями и опыт – все говорит за. У ФНС есть те возможности, которых те же внебюджетные фонды не имеют.
Для бизнеса это означает, что упроститься отчетность, так как отчитываться придется только перед Налоговой. Бумажек, проверок и контролеров меньше станет.
Эксперты же уверяют, что “повышение платежной дисциплины в отношении страховых отчислений должно принести в бюджет ежегодно 40-50 млрд. рублей дополнительных доходов”. И у них есть основания для такого оптимизма.
Налоговики уже брали на себя администрирование пенсионных и страховых сборов. В 2001 году. Задолженность по взносам в государственные внебюджетные фонды на тот момент составила 689 млрд. рублей. В пенсионный фонд, в том числе 471,8 млрд. Взносы на обязательное пенсионное страхование администрировались тогда Пенсионным фондом России.

9 лет Налоговая исправно собирала Единый социальный налог (ЕСН) и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. За это время задолженность была практически ликвидирована. Остаток задолженности от первоначальной (доставшейся “в наследство”) составлял 9,2 млрд. руб. или 1,3%.
В 2010 году “бразды правления” передали Государственным внебюджетным фондам (ГВФ). ЕСН был отменен.
В результате возросла административная нагрузка на страхователей/налоговых агентов. Отчетности стало больше, проверяющих тоже. Но за последующие 5 лет задолженность по взносам росла ежегодно в среднем на 35 млрд.руб в год. На 1 января 2016 года она перевалила рубеж в 200 млрд рублей.
Снова возник дефицит в бюджете фондов.
Но дефицит нужно как-то покрывать! И для этого нужен трансфер из федерального бюджета. Ежегодно трансфер только рос. В 2015 году он превысил 3 триллиона рублей.
Получается латание дыр. Вместо того, чтобы собирать все, что положено, берут и переводят деньги за счет каких-то других бюджетных нужд.
Президентский указ №13, был подписан 15 января. По сути, это означает передачу ряда функций ПФР в ФНС. До конца апреля соответствующие документы будут переданы в Думу. Это будет обозначать новое реформирование налоговой системы.
Любая сфера связанная с деньгами весьма чувствительна. Вот и в данном случае не обошлось без волнений, которые, к тому же активно подогревалось особо заинтересованными.
Тем не менее, по здравому размышлению: если у ФНС успешно получается собирать налоги, получалось поправить ситуацию с этими же сборами, то пусть работают! Причем внебюджетные фонды по прежнему буду распределять средства, собранные налоговиками.
Сейчас в стране далеко не самые легкие времена с точки зрения экономики. Налоговые поступления — один из ключевых факторов формирующих бюджет, который, напомню, на 2016 год составлен с учетом дефицита в 2,36 трлн рублей.
И все же, не смотря на непростые экономические условия ФНС удается поддерживать рост налоговых поступлений.
В качестве справки из всем доступных официальных источников:
в консолидированный бюджет страны поступило 13,8 трлн рублей (на 1,1 трлн рублей, или почти на 9% больше, чем в 2014 году);
в федеральный бюджет – около 6,9 трлн рублей (на 11%, или на 0,7 трлн рублей больше).
Основной рост обеспечен не за счет нефтегазовых доходов. Растет собираемость налогов: налог на прибыль вырос на 9,5%, НДС – на 12%, имущественные налоги – на 12%.
В реальном выражении налоговые поступления выросли на 1,4% при снижении ВВП на 3,7%.
ФНС — структура, которая успешно провела у себя модернизацию. Это позволило перевести значительную часть работы в электронный вид, сократить число проверок и снизить нагрузку на бизнес.
И все же, главное – это пополнение бюджета! А с этим Налоговая успешно справляется.

Share this...
Share on FacebookShare on VKTweet about this on TwitterShare on Google+Share on TumblrPin on Pinterest

1 Comment

Комментарии закрыты.