Участники V Международного Юридического Форума обсудили возможность внедрения в России предварительных налоговых разъяснений (tax ruling)

В рамках V Петербургского Международного Юридического Форума состоялся Круглый стол на тему «Международный опыт и возможность внедрения в России института предварительных налоговых разъяснений (tax ruling)». Модератором круглого стола выступил заместитель руководителя ФНС России С.А. Аракелов.
В дискуссии от ФНС России также приняли участие: начальник Управления досудебного урегулирования налоговых споров Е.В. Суворова, начальник Правового управления О.В. Овчар, заместитель начальника Управления досудебного урегулирования налоговых споров Д.М. Казанский, заместители начальника Правового управления К.Г. Харитонов и В.В. Званков, доцент кафедры государственного и административного права Санкт-Петербургского государственного университета С.В. Овсянников и другие.

В рамках Круглого стола, участники обсудили зарубежную практику предоставления предварительных налоговых разъяснений налогоплательщикам и вопросы применения данного подхода в налоговом администрировании.

Опытом привлечения специалистов (медиаторов) к разрешению сложных налоговых вопросов и практикой применения рулингов в Королевстве Таиланд поделилась судья Центрального налогового суда Королевства Таиланд Чирачави Интачан.
Питер Рейнхардт, партнер компании Ernst & Young (США), руководитель налоговой и юридической практики в СНГ, рассказал о механизмах, позволяющих налогоплательщикам в США получить письменную позицию налогового органа по тем или иным вопросам налогообложения.
Управляющий партнер службы налоговых и юридических услуг в странах Центральной и Восточной Европы PwC Дэвид Джон сообщил о применении Великобританией института предварительных налоговых заключений и пояснил, как осуществляется контроль за выполнением налогоплательщиком разъяснений налогового органа.
Примеры случаев выдачи налоговыми органами Индии предварительных решений привел Директор департамента доходов Министерства финансов Индии Веллор Анандараян.

Заместитель главы ФНС России отметил, что эффективный опыт использования обязательного обжалования решений по налоговым проверкам с 2009 года стал предпосылкой распространения обязательного досудебного урегулирования на все категории налоговых споров с 2014 года, включая споры связанные с регистрацией С.А. Аркелов также рассказал, что в области урегулирования налоговых споров ФНС России последовательно занимает позицию урегулирования споров до суда путем «внутренних пересмотров».
Благодаря повышению качества налогового администрирования и выработке налоговыми органами единой правовой позиции за годы использования системы досудебного обжалования в 1,5 раза уменьшилось количество подаваемых в налоговые органы жалоб налогоплательщиков и в 2,6 раза сократились суды с налоговыми органами. При этом 80 % сумм требований налоговых органов, оспоренных налогоплательщиками, рассматривается судами в пользу бюджета, — подчеркнул С.А. Аракелов.

ФНС России принято решение о размещении в открытом доступе решений по жалобам налогоплательщиков. Ознакомиться с позицией налоговых органов по важным вопросам налогообложения можно на сайте Налоговой службы, воспользовавшись сервисом «Решения по жалобам».
Именно внесудебным способам разрешения налоговых споров ФНС России уделяет особое внимание. Эта позиция Службы обусловлена стремлением к совершенствованию налогового администрирования и снижения конфликтности в налоговых правонарушениях. Опираясь на опыт налоговых органов других стран, Служба в 2012 году впервые применила практику заключения мирового соглашения, а уже за 2014 год налоговыми органами России заключено более 40 таких соглашений в судах, — заявил С.А. Аракелов.

В продолжение темы развития внесудебных способов урегулирования налоговых споров С.А. Аракелов отметил, что успешный опыт применения примирительных процедур является предпосылкой внедрения института «предварительных налоговых разъяснений». Внедрение такого подхода предоставит налогоплательщикам возможность предварительного согласования с налоговым органом налоговых последствий сделки (или группы взаимосвязанных сделок), которая ещё не совершена, но предполагается к совершению.
Для налоговых органов, в результате получения информации о будущих сделках, становятся более понятными бизнес-процессы конкретного налогоплательщика, определенной отрасли. При этом, в дальнейшем, налоговые органы контролируют выполнение налогоплательщиками разъяснений. Для бизнеса же этот институт дает возможность спланировать свою деятельность на будущее, а также спрогнозировать налоговые риски еще на этапе заключения сделки.

Упомянул С.А. Аркелов и о внедрении в российское налоговое законодательство института налогового мониторинга. Этот новый способ контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах основан на взаимодействии с налоговыми органами, предусматривающем доступ к данным бухгалтерского и налогового учета.

Завершая заседание круглого стола, заместитель руководителя ФНС России С.А. Аракелов резюмировал, что внедрение института предварительных разъяснений направлено, прежде всего, на повышение налоговой дисциплины налогоплательщиков и снижение налоговых рисков.

По итогам обсуждения, концепция внедрения предварительных налоговых разъяснений нашла поддержку у всех участников круглого стола, представителей научного сообщества, бизнеса.