В службе Мишустина подвели итоги досудебного урегулирования споров в первом полугодии 2018 года

С 1 января 2014 года в стране существует обязательный досудебный порядок обжалования, который применяется ко всем налоговым спорам, в том числе в отношении обжалования иных актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия их должностных лиц.

Федеральная налоговая служба России подвела итоги первого полугодия 2018 года по досудебному урегулированию споров. За это время количество поступивших жалоб по налоговым спорам снизилось на 13,1% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. При этом, количество жалоб на решения по налоговым проверкам по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 16,9 процентов.

Такой результат стал возможен благодаря повышению качества досудебного урегулирования споров. Этому направлению в своей работе налоговики уделяют большое внимание, что влияет на сокращение количества обращений заявителей в суды после их досудебного рассмотрения в вышестоящих налоговых органах.  

Так, за шесть месяцев 2018 года количество вынесенных судами первой инстанции решений по искам налогоплательщиков по налоговым спорам, прошедшим досудебное урегулирование, уменьшилось на 6,9% по сравнению с соответствующим периодом 2017 года.

Сохранение в первом полугодии 2018 года положительной тенденции последних лет по сокращению числа споров стало возможным благодаря выработке и применению налоговыми органами единых правовых подходов, учету судебной практики при проведении мероприятий налогового контроля, а также доведению правовых позиций при рассмотрении жалоб до налогоплательщиков.  

Для предоставления информации о результатах рассмотрения обращений налогоплательщиков Федеральной налоговой службой создан электронный сервис «Решения по жалобам». Данный сервис предоставляет налогоплательщикам возможность ознакомиться с актуальной позицией ФНС России по важным вопросам налогообложения.  

Сервис «Решения по жалобам», где в свободном доступе можно просмотреть наиболее значимые решения, вынесенные по результатам рассмотрения поступивших жалоб и обращений, постоянно обновляется. Поиск информации на сервисе можно осуществлять по категории налогоплательщиков, статьям Налогового кодекса Российской Федерации, конкретному налогу или теме налогового спора.

Публикация правовых позиций ФНС России позволяет формировать единую правоприменительную практику, способствует повышению правовой определенности в применении норм налогового законодательства, соблюдению налоговой дисциплины, а также снижению налоговых рисков для налогоплательщиков. 

Как это работает?  

Лицо, в отношении которого, например, проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, вправе в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям документы, подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ).

Если же по результатам рассмотрения материалов проверки и возражений ваши требования остались без удовлетворения либо удовлетворены частично, вы вправе обжаловать вынесенное по результатам рассмотрения возражений решение налогового органа путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган (далее – ВНО).

В целях совершенствования информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками Федеральной налоговой службой создан ряд электронных сервисов, в число которых входит сервис «Узнать о жалобе».

С помощью данного электронного сервиса налогоплательщики, в случае обращения в налоговую с жалобой, могут проверить поступило ли их обращение в налоговый орган, на какой стадии рассмотрения оно находится и так далее. 

Если обращение содержит вопрос, находящийся вне компетенции налоговых органов, с помощью сервиса можно получить информацию о том, в какой государственный орган оно направлено и реквизиты соответствующего письма.

Читайте также: